Новости
«Слишком большой проект для маленькой студии»: как создавался «S.T.A.L.K.E.R.»
Легендарной игре «S.T.A.L.K.E.R» от GSC Game World уже почти 15 лет, но анонсирована она была еще два десятилетия назад, и представляла из себя не то, что вышло в итоге. Планировалось что-то вроде «Звездного десанта» вперемешку со «Звездными войнами». Многое о том, каким планировался «S.T.A.L.K.E.R», и каким он в итоге стал, рассказал на своем ютуб-канале блогер Вандалей.
Концепция той игры, которую мы все с вами прекрасно знаем, появилась в результате того, что один из разработчиков поехал на недостроенную Крымскую АЭС. По совместительству она чисто случайно оказалась базой «республики Казантип». Эта поездка стала толчком к тому, чтобы разработчик Сергей Григорович предложил идею с Чернобылем и катастрофой.
Григорович торговал на рынке дисками с играми
Все началось с модов и пиратских дисков на рынке. В 90-х будущий глава студии Сергей Григорович промышлял на одном из рынков дисками с компьютерными играми. Примечательно, что он даже не программист по образованию. У Григоровича диплом юриста. Как-то он попал на игровую выставку во Франции и начал заниматься разработкой собственных модов на игры программиста Джона Ромеро, который участвовал в разработке таких культовых игр, как DOOM и Quake.
Студия GSC Game World появилась в далеком 1995 году, и отпраздновала недавно свое 26-летие. Но на легальный рынок эта команда вышла только в 2001 году и стартовала сразу с громких релизов – «Казаки: Европейские войны» и «Venom: Codename Outbreak».
Примечательно, но в игре «Venom: Codename Outbreak» использовался новый движок от студии, который получил название «Рентген» или же «X-Ray». Модификации этого движка потом станут основой для «Сталкера».
Читайте также: Кто такой Max Payne: история культовой трилогии
Все началось с голой женщины
Ну а с чего же началась история легендарной серии игр? С билдов, которые начинаются с… голой женщины! Загрузочные экраны билдов имели именно такой бар.
В самих же билдах можно отметить что-то на подобии карты с «Counter Strike 1.6». Там на карте «De_Aztec» мы играем за нечто, похожее на… фалос. Неизвестно, вдохновлялись ли разработчики греческой философией, но мы играем именно за мужское начало. Может, это даже связано с тем, что изображено на начальной заставке.
В любом случае, у нас есть в первом билде два врага – «ходун» и «прыгун». Ходун нас толкает, а прыгун на нас прыгает. Главный герой, если его так можно назвать, может «пинать» прыгунов и ходунов.
Позже герою добавили «рейлган» — пушку с игры «Quake Arena». Звуки игры взяли оттуда же.
Потом появился билд с вертолетом и лыжником. Этот билд интересен тем, что этим вертолетом можно было управлять, а играли мы за какого-то неведомого нам солдата. По воде можно было ходить, а на вертолетной площадке было растянуто видео с лыжником, которое есть в стандартном наборе видео от Windows 2000.
Слишком большой проект для маленькой студии
Позже, для одной из игровых выставок сделали большой демонстрационный билд, в котором футуризм переплетался со скалистой местностью. Игра обзавелась названием – «Oblivion Lost» или же «Потерянное забвение». Вскоре показали и трейлер, в котором использовали один из самых передовых на то время движков – X-Ray.
Разработчики обещали телепортации на разные планеты и колонии. Сюжет был тривиален, и практически копировал известный сериал. Помимо этого, в игре присутствовали роботы и разного рода боты. В игре уже были те пушки, которые появятся через 5 лет в «Сталкере».
Однако в офисе GSC витала одна и та же мысль – «мы делаем какой-то бред!». Но отступать было уже нельзя, ведь в рекламу бренда «Потерянного забвения» вложили прилично времени и денег.
На выставках демонстрировалась по современным меркам, «прогрессивная игра»: в ней фигурировали два героя разного пола, парень «Джефри» и девушка по имени «Барби». Беда была в том, что все понимали: реализовать такой проект маленькой студии невозможно.
Появление атомной станции и «Крымского концепта»
Дизайнер GSC Денис Волченко, понимая, что все движется не туда, начал продвигать идею о том, что игра должна быть похожа на роман братьев Стругацких – «Пикник на обочине». С артефактами и зоной, но в рамках все той же идеи с пришельцами.
Тем временем из игрового мероприятия в Крыму вернулся один их ключевых разработчиков игры – Олесь Шишковцов. Он то и предложил заменить концепт пришельцев на атомную станцию. Центром зоны должен был выступить… Казантип! Именно так, центром зоны должна была быть крымская клубная зона, которая находится в строении Крымской АЭС. Парни, естественно, обрадовались, что их ждет путь на «Казантип»…
На пользу этой концепции играл сам ландшафт Крыма. Разработчики говорили, что главное – это гористая местность, которая отсечет ненужную геометрию, а значит – добавит оптимизации движку. Плюс ко всему, в игру можно добавить симуляцию жизни. Зона будет жить так, как хочет.
Следует заметить, что в моде «Oblivion Lost remake», который возвращает «S.T.A.L.K.E.R» в состояние 2004 года, крымский концепт прослеживается на многих локациях. Это был единственный выход, дабы не прибегать к рисованию лишней геометрии.
Но все планы сломал сам глава студии Сергей Григорович. Посмотрев телевизор, он сказал, что можно же ведь перенести в игру реальную зону, Чернобыльскую.
Чернобыльский концепт и новое название
Чернобыльский концепт интересен был именно главе студии Сергею Григоровичу. Но тут возник именно этический аспект самой игры – прошло всего 16 лет, ликвидаторы были еще живы. Не вызовет ли скандал такой концепт, не будут ли говорить, что это танцы на костях?
Помимо этого, игра обзавелась новым названием – «S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost». Название решили писать через точку, так как слово «сталкер» уже было частью чужого авторского права. Таким образом возникла аббревиатура, которая расшифровывается следующим образом.
Каждая буква в английском алфавите имеет свой номер (например А — 1, В -2 и т.д), сложим и получим:
- S. — 19;
- T. — 20;
- A. — 1;
- L. — 12;
- K. — 11;
- E. — 5;
- R. — 18.
Сумма = 86. Она отсылает нас к году взрыва на ЧАЭС, 1986-му. Но тут есть еще один момент с расшифровкой, который нигде не указывался, как официальный, а скорее всего, является ничем иным, как фанатской расшифровкой:
- Scavengers («падальщики», те, кто копается в мусоре);
- Tresspassers («нарушители», в том числе, нарушители границ);
- Adventurers («авантюристы», искатели приключений);
- Loners («одиночки»);
- Killers («убийцы»);
- Explorers («исследователи»);
- Robbers («грабители», разбойники).
Эта фанатская расшифровка названия игры, впрочем, довольно путанная, ведь не все группировки подходят под все из вышеперечисленных слов.
Скорее всего, точки были поставлены просто так, и никакого смысла в этих точках не подразумевалось. Впрочем, не будем об этом точно утверждать, так как данных об этом нет практически никаких. Остаются только догадки.
Поездка в Чернобыль, вторая часть игры
В 2002 году была оформлена поездка в сам Чернобыль. По этому поводу тогдашний глава PR-отдела Олег Яворский дал большое интервью игромании, которое пересказывать смысла нет.
Однако, следует отметить одну важную особенность этого интервью – упоминание о «Чернобыле 2» и станции «Дуга». Именно эта станция стала прообразом «Установки Кайманова» или же «Выжигателя мозгов». Сам Яворский говорит, что все основано на том, что 26 апреля с помощью этой установки облучили весь персонал ЧАЭС, что и привело к взрыву 4-го энергоблока. Потом сам же PR-менеджер уточняет, что это только полумифическая версия.
Недоделав даже первую часть, разработчики начали задумываться о сиквеле. Он должен был перенести действия игры в Киев, в подземелья метро. Автором идеи стал никто иной, как Андрей Прохоров – будущий глава «4А Games». Со временем эта идея перерастёт в нечто большее – игру «Метро».
Начало проблем с разработкой
Проблемы начались с того, что не работал симулятор жизни «А-Life». Сталкеры и мутанты просто воевали между собой, уходили с локаций, убивали друг друга, тем самым ломая весь сюжет. В полной мере это все можно наблюдать в модификации «Oblivion Lost Remake». По сему технологию пришлось урезать, а игру – «залинеить».
Помимо этого, западным инвесторам надоело ждать так долго. И поэтому руководить разработкой был прислан Дин Шарп – лицо, представляющее в настоящее время уже обанкротившуюся и распроданную компанию «THQ».
Посмотрев на состояние игры, Шарп порекомендовал урезать количество локаций. Так, из игры исчезли локации «Мертвый город» и «Генераторы», а ЧАЭС стала монолитной локацией. Сюжет так же претерпел изменения, как и локации. Однако, даже в оригинале остались следы первого варианта.
Так, в известной миссии с АТП персонаж Петруха говорит, что «Фабрику зачистили», а фабрика была именно в «Потерянном забвении». Если судить из мода, то оригинальная игра была значительно больше, и значительно сложнее. Оформилась опять новая концепция – «Тень Чернобыля».
Выпуск и реакция
Игра вышла 13 марта 2007 года. Фурору на западном рынке она не наделала, зато наделала шуму у нас – на постсоветском пространстве. На выходе у первого «Сталкера» оказалось очень много проблем. В первую очередь – это то, что игра вышла недоделанной и порезанной. Так, в «Сталкере» остался аппендикс возможности вступить в группировку «Свобода», но игра не даст этого сделать ну никак.
Вопреки ожиданиям, не последовало эффекта «танцев на костях», и на Григоровича не посыпались гневные комментарии. Наоборот, игра была принята даже работавшей еще на то время ЧАЭС. Так, отметим, что тогдашний начальник станции, Александр Новиков предоставил разработчикам все материалы, чтобы те сделали игру максимально хорошо и реалистично.
Первый «Сталкер» породил одну из сильнейших игровых субкультур. Чернобыль стал культовым туристическим местом. Можно сказать, что сегодня проводимые экскурсии появились благодаря «Сталкеру».
Особенно интересно было наблюдать за тем, что многие представленные персонажи в игре изначально несли сугубо политический подтекст. Так, отметим то, что торговец «Жаба», который есть в моде «ОЛР», является аллюзией на беглого президента Украины Виктора Януковича. Об этом даже есть упоминания в самом диздоке.
Отметим также и группировки «Монолит» и «Свободу». Свобода – это аллюзия на Оранжевую революцию 2004 года. На это указывают те возгласы, которые выкрикивают свободовцы во время боя. Монолит – это очень трансформированная группировка. Она добралась не в изначальной задумке, а в очень измененной. И да, она тоже является аллюзией.
Монолит тесно связан с другой группировкой – «О-Сознание». Так вот, основателем «О-Сознания», зомбирующего новых членов, был неведомый человек с фамилией Криворучко. Это прямая аллюзия на Юрия Кривоногова — основателя секты «Белое братство», которая хотела устроить массовое самоубийство в Киеве. Со временем от этого концепта отказались.
Читайте также: Другая «Матрица»: топ-10 фильмов о виртуальной реальности
Трилогия «S.T.A.L.K.E.R.»
Игра имеет два дополнения, которые проходятся как полноценные игры. Это «Чистое небо» и «Зов Припяти». Помимо этого, неимоверную живучесть этой игры объясняет один феномен – модификации. И тут понеслась душа в рай…
И моды на сюжет, и трэш-моды, и моды на графику, и фриплейные, и новогодние, и летние, и зимние, и осенние, и оружейные… Какие хочешь моды! Некоторые умудрились сделать даже мод про Донбасс, который является отвратительным и издевательским.
Лучшим модом по мнению редакции можно назвать «Anomaly 1.5.1». Там и графика современного уровня, и заданий много, и сам мод, хоть и фриплейный, но вовсе не скучный.
В общем, заметим, что во время ожидания нового «Сталкера» заняться заядлому игроку есть чем. Это факт. Существует просто неимоверное количество модификаций «Сталкера». Особенно интересно то, что недавно в сеть были слиты материалы по отмененному Сталкеру, что уж точно отразится на модостроении. Стоит ли сомневаться в том, что появится модификация «того самого»?
Виталий Чиж