Connect with us

Топ-10 киношедевров, которые считались утраченными навсегда

Истории

Топ-10 киношедевров, которые считались утраченными навсегда

Фильмы, созданные на заре эры кинематографа, являются бесценным материалом для киноведов, историков и архивистов. К сожалению, большинству картин начала прошлого века не суждено было дойти до наших дней. По данным Библиотеки Конгресса США, из  11 000 немых американских и британских кинолент около 8 000 считаются безвозвратно утерянными. 

Сегодня в статусе разыскиваемых по всему миру числятся 3 500 старых фильмов. Некоторые из них, скорее всего, утрачены навсегда, другие, возможно, хранятся где-то в архивах или частных коллекциях под неправильными названиями либо в урезанных версиях и ждут своего звездного часа.

STORYBOOM! расскажет о десяти шедеврах старого кинематографа, которым удалось «восстать из пепла», причем, некоторым в буквальном смысле.

Озадаченный Шерлок Холмс (Шерлок Холмс сбит с толку), 1900

Кадр из фильма «Озадаченный Шерлок Холмс», 1900 год

Эта немая короткометражная картина считается первым киноповествованием о знаменитом персонаже произведений Артура Конан Дойла Шерлоке Холмсе. Фильм продолжительностью всего 34 секунды создал американский кинематографист Артур Марвин. В детективной мини-истории участвуют два героя – лондонский сыщик и загадочный воришка, но актеры, исполнившие эти роли, остались неизвестными, так как их имена не были указаны в титрах.

Незамысловатый сюжет киноленты рассказывает о Шерлоке Холмсе, который застает вора в своей гостиной. Удивленный сыщик хотел было узнать, что происходит, но непрошеный гость загадочным образом исчезает. Холмс закуривает сигару и не успевает обдумать произошедшее, как воришка вновь внезапно появляется в комнате. Хозяин достает из кармана пистолет и вырывает у преступника мешок с украденными вещами, а тот опять растворяется в воздухе. Через секунду отобранный мешок улетучивается из рук Холмса, а сам грабитель ретируется через окно. Сыщик остается в недоумении.

Изначально картина демонстрировалась в мутоскопе – специальном устройстве, позволяющем просматривать короткометражные киноролики. Существовала всего одна копия фильма, которая со временем была утрачена.

Чудесное «воскрешение» киноленты, которая в течение нескольких десятилетий считалась безвозвратно утерянной, произошло в 1968 году. Майкл Пойнтер, историк фильмов о Шерлоке Холмсе, обнаружил в архиве Библиотеки Конгресса США карточки из светочувствительной бумаги с кадрами из фильма. Позже кинокадры были перенесены на 16-миллимитровую пленку, которая и ныне хранится в Библиотеке Конгресса.

Читайте также: Топ-10 лучших фильмов о мафии, уже ставших классикой

Франкенштейн, 1910

Кадр из фильма «Франкенштейн», 1910 год

Короткометражная немая кинолента, снятая американским режиссером Джеймсом Сирлом Доули на студии известного изобретателя Томаса Эдисона, считается первой экранизацией романа «Франкенштейн или Современный Прометей» английской писательницы Мэри Шелли. Доули решил немного трансформировать оригинальный сюжет романа, и вынес в фильме на первое место чувства человека.

В картине рассказывается о молодом студенте Викторе Франкенштейне (его сыграл американский актер Огастес Филлипс), который создает уродливого монстра, образ которого воплотил американский актер немого кино Чарлз Огл. Видя получившееся Чудовище, Франкенштейн приходит в ужас и понимает, что совершил страшную ошибку, пытаясь сотворить совершенного человека.

Существовать без Франкенштейна Монстр не может, он все время находится рядом с ним, и в день свадьбы своего создателя является в гостиную его невесты Элизабет. Девушка в шоке падает в обморок, Чудовище скрывается. Любовь Виктора к Элизабет вытесняет мысли о страшном существе. Оно уходит, но его отражение остается в зеркале, когда в него смотрится Франкенштейн. Но добро побеждает зло, и монстр исчезает безвозвратно.

Премьера «Франкенштейна» состоялась в США в марте 1910 года. До 1970-х годов дальнейшая судьба картины была неизвестна, фильм считался утерянным. В каталоге фильмов студии Эдисона хранилось лишь фото экранного Чудовища и описание киносюжета. Как оказалось, еще в 50-х годах копию фильма купил американский коллекционер, но о том, что является владельцем уникального раритета, он узнал только в 1970-х годах.

В ночи и льдах (Потопление «Титаника»), 1912

Кадр из фильма «В ночи и льдах» («Потопление «Титаника»»), 1912 год

Черно-белый немой фильм о трагической гибели «Титаника» снял румынский режиссер Миме Мизу. Это самая ранняя из сохранившихся до настоящего времени киноверсий катастрофы британского трансатлантического парохода.

Начинается фильм со сцены посадки пассажиров на лайнер в Саутгемптоне. Далее зрителям демонстрируют шикарные интерьеры «Титаника» и праздное времяпровождение богатых путешественников.

14 апреля около полуночи пароход врезается в огромную ледяную глыбу, пассажиров охватывает паника, а экипаж бросается готовить спасательные шлюпки, понимая, что их мало и всем спастись не удастся. Начинается срочная эвакуация детей и женщин.

Большую часть времени в фильме занимают сцены с ошеломленным катастрофой капитаном и радистом, судорожно пытающимся послать сигнал бедствия, тогда как радиорубка продолжает заполняться водой. Лайнер все больше уходит под воду, начинается пожар и взрываются котлы. Капитан и оставшиеся члены команды прыгают в воду, «Титаник» окончательно тонет. Заканчивается картина гибелью капитана.

Более 80-ти лет картина официально считалась утерянной. Ее счастливое возвращение из неизвестности произошло в 1998 году, когда немецкий киноархивариус Хорст Ланге увидел в газете статью об исчезнувшем фильме «В ночи и льдах». Копия киноленты хранилась у него, о чем он незамедлительно сообщил в редакцию.

Охотник за грабителями, 1914

Кадр из фильма «Охотник за грабителями», 1914 год

Короткометражная немая комедия продолжительностью всего 5 мин. 47 сек. является одной из первых кинолент с участием Чарли Чаплина. Фильм режиссера Форда Стерлинга был снят на киностудии Мака Сеннета «Keystone Studios».

В коротенькой наивной и смешной истории рассказывается о шерифе, испугавшемся двух грабителей. Вместо того, чтобы их поймать, начальник полицейского участка предпочитает от них убежать. Заканчивается сюжет полным кавардаком с участием трусоватого шерифа, его подчиненных полицейских и пары грабителей.

Образ шерифа воплотил на экране уже известный в то время комический актер Форд Стерлинг, а Чарли Чаплин сыграл полицейского. При этом, его имя даже не было указано в титрах, так как роль была эпизодической.

Картина «Охотник за грабителями» более 95 лет считалась утерянной. Ее чудесное «воскрешение» произошло в 2010 году благодаря американскому историку кино Полу Геруки. Он приобрел пленку на мичиганской распродаже антиквариата. Причем историк тогда даже не подозревал, что стал владельцем уникального фильма с Чаплиным, так как покупал ее просто как еще одну ленту производства Keystone Studios.

Сентиментальные парень, 1918

Артур Таучерт, Гилберт Эмери и Лотти Лайелл на съемках фильма «Сентиментальный парень», 1918 год

Немой фильм, созданный по стихотворному роману «Песни сентиментального парня» 1915-го года австралийского поэта Си Джея Денниса. Продюсированием и режиссурой занимался видный австралийский кинодеятель Рэймонд Лонгфорд в соавторстве с актрисой Лотти Лайелл.

Главный герой картины – добродушный кутила и любитель азартных игр по имени Билл (Артур Таучерт) влюбляется в девушку Дорин (Лотти Лайелл), но его счастью мешает умный и образованный соперник. Попав в тюрьму за нелегальные игры, Билл клянется завязать с играми, выпивкой и разгульной жизнью.

В итоге ему удается сдержать свое обещание и заполучить в жены любимую Дорин, а в придачу дядя парня предлагает ему стать управляющим садом. Семейная чета переселяется в деревню и живет в счастье и радости.

Фильм вышел на экраны Австралии, Новой Зеландии и Великобритании, и везде был принят публикой и критиками с огромным восторгом. На сегодняшний день «Сентиментальный парень» считается лучшим фильмом австралийского кинематографа и величайшим немым фильмом Австралии.

В 1920-м году Рэймонд Лонгфорд снял его продолжение под названием «Джинджер Мик», а в 1932 году австралийский режиссер Фрэнсис Уильям Тринг выпустил ремейк «Сентиментального парня».

Чудесное спасение оригинальных копий фильма случилось в 1952 году. В мельбурнской фильмотеке, где они хранились, произошел пожар, который уничтожил все киноархивы. Невредимыми остались лишь два ящика, как потом оказалось, с полным 35-миллимитровым позитивом «Сентиментального парня». Вскоре в сиднейской лаборатории уцелевшая копия была перенесена на 16-миллимитровую ацетатную пленку.

Не менее интересно выглядит и история обнаружения оригинального 35-миллимитрового негатива пленки с «Сентиментальным парнем»: американскую версию фильма случайно нашли в киноархиве Музея Джорджа Истмана в футлярах с подписью «Сентиментальная блондинка». Качество печати на найденной пленке было лучше, чем на всех сохранившихся австралийских копиях, поэтому она и была использована в качестве основы для реставрации, которая началась в 2000 году.

В 2004 году «Сентиментальный парень» обрел вторую жизнь, благодаря Национальному архиву кино и звука, который полностью восстановил фильм 1918-го года.

Не такой, как все, 1919

Кадр из фильма «Не такой, как все», 1919 год

Драматический фильм, посвященный теме гомосексуальности. Его снял австрийский режиссер Рихард Освальд при участии немецкого врача-сексолога Магнуса Хиршфельда, основавшего в Берлине первый в мире Институт сексологии.

Доктор Хиршфельд был ярым защитником прав сексуальных меньшинств, поэтому видел основное предназначение этого фильма в просвещении немецкого общества и привлечении внимания к действовавшему тогда параграфу 175, согласно которому за гомосексуальность предусматривалось уголовное наказание. В те годы из-за боязни осуждения окружающих и ответственности по параграфу 175 многие мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией кончали жизнь самоубийством.

В фильме показана трагическая история жизни известного скрипача Пауля Кернера (Конрад Фейдт), который был гомосексуалистом и с ранней юности познал все «прелести» отношения общества к таким, как он. Попытки Кернера излечиться от своей тяги к мужскому полу, которая считалась болезнью, ни к чему не привели – природа оказалась сильнее.

Однажды к Паулю Кернеру напрашивается в ученики паренек по имени Курт Зиверс. Постепенно между учителем и его воспитанником завязываются любовные отношения. Об этом узнает некий Франц Боллек, который до этого уже был в курсе нетрадиционной ориентации знаменитого скрипача. Он начинает шантажировать Кернера.

Курт Зиверс, боясь быть скомпрометированным запретной связью со своим учителем, исчезает из его жизни. Пауль Кернер попадает под суд по обвинению в гомосексуализме. От него отворачиваются все, кто его знал, ему запрещают выступать с концертами, и даже его родители видят из этой скандальной ситуации один выход – самоубийство. Паулю не остается ничего другого, как расстаться с жизнью.

В мае 1933 года Институт сексологии доктора Хиршфельда разгромили фашисты, уничтожив все научные материалы, в том числе и копии кинофильма. Но часть киноленты по счастливой случайности сохранилась: 40-минутный фрагмент фильма Магнус Хиршфельд еще в 1920-х годах включил в свою научную картину «Законы любви», которая в 30-х годах демонстрировалась в Советском Союзе.

До 1980-х годов старая кинолента хранилась в Красногорском архиве, после чего начались работы по восстановлению оригинального фильма. В 2011 году 35-миллимитровую копию «Законов любви» приобрел Архив фильмов и телевидения США, а в 2017 году «Не такой, как все» обрел новую жизнь. Для его воссоздания были использованы подробные записи нацистских цензоров, а несохранившиеся фрагменты заменены фотоизображениями.

Читайте также: Топ-15 самых громких сериалов, которые выйдут в 2022 году

Любовь, жизнь и смех, 1923

Кадр из фильма «Любовь, жизнь и смех», 1923 год

Немой кинофильм-мелодрама продолжительностью 90 минут создал основоположник британского кино Джордж Пирсон. Он выступил в качестве сценариста и режиссера картины.

Героями истории являются юная хористка и бедный писатель. Они живут по соседству в трущобном доме под самой крышей, влюблены друг в друга и оба мечтают о славе и богатстве. Творения молодого автора не пользуются популярностью, их читает лишь его возлюбленная.

Девушка, в надежде стать звездой крупного мюзик-холла, расстается с писателем и уезжает в другой город в поисках лучшей доли. Во время последней встречи влюбленные договариваются встретиться через два года на этом же чердаке.

Приходит назначенный срок, девушка возвращается. За время разлуки молодые люди добились успеха, но поняли, что любовь важнее любых денег.

Более 80 лет этот фильм находился в списке Британского института кино в числе утерянных и самых разыскиваемых киношедевров. Счастливый случай произошел в апреле 2014 года в Нидерландах: во время проведения ремонта в старом заброшенном кинотеатре города Хаттем была случайно обнаружена копия картины в одной из ржавых коробок с черно-белыми фильмами. Так неожиданно фильм, безуспешно разыскиваемый в течение многих десятилетий, вернулся из небытия.

Белая тень, 1924

Кадр из фильма «Белая тень», 1924 год

Черно-белую немую драму с элементами мистики о двух сестрах-близнецах с разными характерами и образами жизни снял ведущий британский кинорежиссер 1920-х годов Грэхэм Каттс. Сценарий к картине написал Майкл Мортон при участии 25-летнего Альфреда Хичкока, который работал над фильмом в качестве художника-постановщика и ассистента режиссера.

После премьеры кинолента получила негативные отзывы критиков, да и публика приняла «Белую тень» прохладно, поэтому она быстро была забыта. Никому не нужную киноленту забрал в свою коллекцию киномеханик Джек Мерт, работавший в кинотеатре небольшого британского городка Гастингса.

Картина повествует о двух родных сестрах (обеих сыграла американская актриса Бетти Компсон), внешне похожих, как две капли воды, но полностью отличающихся внутренним миром. Одна из них – воплощение скромности и консерватизма, вторая – свободомыслящая особа, не признающая никаких ограничений. Из-за богемной жизни дочери отец впадает в отчаяние и начинает пить.

В сестер влюбляется молодой человек по имени Робин, при этом он не догадывается, что имеет дело с двумя разными девушками. В финале картины сестры, их отец и Робин встречаются в одном месте, чтобы разобраться, кто есть кто.

Джек Мерт, в коллекции которого хранилась лента, умер в 1989 году, после чего его внук передал старые легковоспламеняющиеся целлулоидные пленки в киноархив Новой Зеландии. Но на банках с кинолентой были указаны неправильные названия, из-за чего ее долгое время не могли найти и посчитали безвозвратно утерянной.

Половина фильма продолжительностью 43 минуты была обнаружена все в том же новозеландском архиве только в 2011 году среди неидентифицированных кинопленок. Вторая половина картины пока так и не найдена.

Женщина моря, 1926

Кадр из фильма «Женщина моря», 1926 год

Полнометражная немая драма с многолетней партнершей Чарли Чаплина Эдной Первиэнс в главной роли. Созданием картины занимался американский режиссер Джозеф фон Штернберг, продюсером выступил Чаплин, на студии которого проходили съемки. В общей сложности работа над фильмом с первоначальным названием «Чайки» длилась полгода. В его окончательной версии содержались 160 интертитров.

В центре сюжета – две родные сестры, совершенно не похожие друг на друга ни характерами, ни поступками. Джоан (Эдна Первиэнс) – воплощение доброты и сострадания, а Магдалена (Ив Саузерн) – злая, хитрая и легкомысленная девушка.

У Магдалены есть жених – простой рыбак по имени Питер (Рэймонд Блумер), а Джоан влюблена в приезжего писателя. Но Магдалена бросает Питера ради повесы-писателя, который нравится сестре, и уезжает с ним в город. Со временем у Джоан и Питера завязываются отношения, они женятся.

Через несколько лет возвращается Магдалена, но счастье сестры не дает ей покоя, и она пытается увести из семьи бывшего жениха. Но в итоге Джоан и Питер остаются вместе, а сестра-интриганка расплачивается за свои деяния.

Дебют фильма «Чайки» состоялся в Беверли-Хиллз в июле 1926-го. В прокате он полностью провалился. Было решено сменить название картины на «Женщину моря», но ситуацию это не спасло и ее отправили в фильмохранилище киностудии Чаплина.

На экраны фильм больше не вышел, а позже американское Налоговое ведомство согласилось послабить налоговую нагрузку на провальную и убыточную картину, но только при условии ее уничтожения, чтобы она не смогла в будущем принести доход. В июне 1933 года единственный экземпляр оригинального негатива фильма был сожжен в присутствии свидетелей.

«Женщина моря» входит в список утерянных фильмов, так как его копии не найдены. До наших дней дошли лишь протоколы съемок, список титров и несколько фотокадров.

Слишком много Джонсона, 1938

Кадр из фильма «Слишком много Джонсона», 1938 год

Немая 40-минутная кинокартина, ставшая второй авторской работой в кинематографе американского сценариста, режиссера и актера Орсона Уэллса. Фильм был снят в стиле буффонады начала 1900-х годов и включает три отдельные киноновеллы. По замыслу автора, каждая из экранных историй должна была предварять определенную часть одноименного спектакля.

Но премьерный показ постановки закончился провалом, поэтому Уэллс забросил работу над лентой.

Первая киноновелла является прологом истории. В ней рассказывается о неудавшемся свидании любовников – повесы Огастеса Биллингса в исполнении Джозефа Коттена с миссис Датис, которую сыграла Арлин Фрэнсис. Их застал в своем доме обманутый муж – мистер Датис (Эдгар Барриер). Биллингс пытается спастись бегством, но супруг любовницы его настойчиво преследует. В итоге, соперники запрыгивают на палубу парохода, отплывающего на Кубу. Далее сюжет должен был развиваться уже на театральной сцене посредством живой актерской игры.

Во второй киноновелле путешественники прибывают на Кубу и оказываются в колониальном поместье. Затем события продолжают разворачиваться в спектакле.

О последней, «кубинской» части фильма сохранилось не так уж много информации. Известно, что она снималась на фоне «колониальных» декораций, а главные роли исполняли уже другие актеры.

В средине 1960-х годов американский писатель и биограф Фрэнк Брэди в ходе сбора материалов для написания биографической книги об Орсоне Уэллсе нашел старую, но хорошо сохранившуюся кинопленку с фрагментами фильма в его доме в Мадриде. Режиссер планировал смонтировать картину, но не успел, так как в 1970 году в доме, где хранился архив, случился пожар и все было уничтожено огнем.

Более 40 лет эта картина считалась безвозвратно утерянной. Доказательством ее существования был лишь 43-секундный любительский киноролик со съемок. Кинопленка с фильмом была случайно найдена в числе других старых лент на складе в Падуе. А идентифицировали ее только в 2008 году. Как она попала в Падую из Мадрида, так и осталось загадкой.

Читайте также: Сплошные супергерои: топ-20 самых ожидаемых кинопремьер 2022 года

Реставрацией фильма занимались итальянский и американский фонды кино, и в августе 2013 работы были завершены. Киноленту отправили на хранение в Америку, в архив им. Луиса Майера.

Александр Климов

 

Нажмите, чтобы оставить комментарий

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше в Истории

Новости

Популярные

Вверх