Мир
Его одежду раскупали за 25 минут: история дизайнера Карла Лагерфельда
Первый фрилансер в истории моды, гений, создавший эпатажные коллекции, одежду, которая опередила время, он был более чем fasion-дизайнер. Работая в нескольких модных домах, разрываясь между странами и воплощая тысячи идей, для него важно было быть чужаком, ни от кого не зависеть и оставаться индивидуалистом.
В детстве мечтал рисовать карикатуры
Его мама была виолончелисткой, а папа управлял производствами сгущёнки в Гамбурге, где и родился в 1933 году Карл Лагерфельд. Он отзывался о себе как о абсолютном маменькином сынке, ведь между ними была связь и схожесть. Как-то с подачи матери он начал брать уроки игры на пианино. Продолжались они год. После окончания этого периода мама сказала, что у него нет таланта к музыке. Её раздражал громкий звук пианино и она предложила ему рисование вместо игры.
Карл Лагерфельд ещё мальчишкой мечтал рисовать карикатуры. Его желание исполнится аж в 2012-м году. Он станет автором политических рисунков в приложении к немецкой газете Frankfulter Allgemeine Zeitung.
В детстве Карл отличался от сверстников своим внешним видом. У него были длинные белые волосы, он носил рубашки и и модный чёрный пиджак. Школьные шорты он не признавал, зато на нем был неизменный зелёный галстук, который он надевал во время путешествий с классом. Одноклассники не считали его странным из-за вычурного стиля. Мальчик часто делился вещами с другими детьми и был открытым в общении, поэтому трудностей со сверстниками у него не возникало.
Читайте также: Развод Джеффа и Маккензи Безос: как пара поделила 130 миллиардов долларов
Три дома моды Chanel, Chloe и Fendi

Карл Лагерфельд
В 1954 году юноша принимает участие в своём первом конкурсе Secrétariat International de la Laine (International Wool Association). Для него он создаёт дизайн пальто с мехом и выигрывает в конкурсе. Позже это пальто будет отшито для коллекции Пьера Балмайна. В 17 лет он уже становится его ассистентом на три года. В своей работе дизайнер обращался с мехом так же легко, как с тканью. Он выступал за использование натурального материала, хотя сам практически не употреблял еду животного происхождения, а позже ввёл в моду искусственный мех.
Четыре страны, три модных дома и один Карл Лагерфельд. Когда дизайнер начал работать с каждым из домов, критики и окружение ожидали, что он не справится и смешает стили, перенесёт один в другой. Однако, дизайнер никогда не повторял дважды свои эскизы, даже в другом доме и в другой стране.
В 1965 году Fendi был исключительно символом богатых домохозяек, а в 1980-м бренд Chanel был популярен среди жён врачей. Несмотря на ожидание общественности, Лагерфельд не просто соблюдал идею каждого из домов, а и привнёс новые веяния, вписавшиеся в параметры брендов и давших им второе дыхание.
Карл Лагерфельд придумал эмблему для Fendi, шубы с узором леопарда и стал единственным приглашённым кутюрье, работавшим с брендом 50 лет. Сам он говорил, что Fendi — римская версия его самого, и он может позволить себе здесь то, что не смог бы в Париже.
В Chloe дизайнер стремился попасть во что бы то не стало. Именно там в 1965 году стали отшивать прет-а- порте (одежду для массового производства, продающаяся как в бутиках, так и магазинах).
Карл Лагерфельд начинает работать в Chloe в 1964 году, убеждая совладельцев, что работа в других местах никак не повлияет на их сотрудничество. И он сдержал слово. Идеи молодого дизайнера были уникальными, интересными и новыми. Его называли королём деталей, он объяснял каждый свой эскиз, а команда не всегда успевала за разъяснениями.
Важной чертой Лагерфельда была пунктуальность. Он не опаздывал ни на одну встречу, хотя должен был летать на них каждый раз из разных стран. Коллеги из ателье рассказывали как в первые годы работы, когда о молодом таланте ещё никто не знал, он работал за троих. Приходил раньше всех и уходил позже всех. Спустя некоторое время он остался единственным из новичков в ателье, вытеснив остальных.
Несмотря на то, что в коллекции было много работ Лагерфельда, в то время было не принято их подписывать, поэтому он оставался неизвестным даже когда его работы набирали популярность. По совету подруги Виктуар Дутрело, дизайнер стал подписывать от кого были получены эскизы: «Карл для Chloé!».
Одним из главных принципов создания одежды был комфорт. Женская одежда должна быть удобной! Клод Бруэ говорил: «он не изменил кардинальным образом силуэт одежды, но значительно облегчил его. Громоздкая подкладка, все эти приемы, пришедшие от прежних портных, он их упразднил. Он создавал очень строгий покрой, отстрачивая по краю как одежду из фланели и кашемира, так и манто, жакеты, изделия из крепдешина и вечерние платья. Женщинам в них было очень удобно».
Продажи выросли, а Лагерфельд становился всё более популярным. Он создавал по 2000 эскизов в год, работая как машина по производству идей. Дизайнер не сохранял неудавшиеся работы или прошлые идеи для архива, а продолжал работать. После таких масштабов и успехов среди ценителей моды, Карлом Лагерфельдом заинтересовалась пресса. Его фирменный белый хвост и солнцезащитные очки стали символом успеха, и в будущем его собственного бренда.
Кроме безусловного таланта и трудолюбия, идеи Лагерфельда воплощались иногда в очень эпатажных коллекциях. Так, на одном показе лиф Клаудии Шиффер был украшен строками из Корана. Тогда мусульманское сообщество очень резко выразилось, ведь эта одежда оскорбляла их веру. Скандал разгорелся настолько, что модный дом пообещал сжечь все наряды. Сам Лагерфельд принёс свои извинения, хотя уверил, что не хотел никого обидеть и украсил лиф строками из любовной поэмы.
Читайте также: Картина за 186 тысяч долларов: топ-10 современных украинских художников
Собственный стиль и создание бренда Karl Lagerfeld
Сейчас сеть бренда Karl Lagerfeld включает более 200 точек продаж и оптовые магазины в Европе, Азии, на Ближнем Востоке. Магазин Karl.com доступен для 96 стран.
Коллекция «Весна-2021» вдохновлена увлечением будущим. Сам дизайнер всегда шёл в ногу со временем, принимая его новые вызовы. «Внезапно наступает время перемен. Если ты ему не следуешь, это сделает другой», – такой была философия дизайнера.
Для каждого из домов Карл Лагерфельд определял собственный стиль. Перчатки, аксессуары, купальники и даже обувь. Он предвидел будущее, но в то же время отражал в одежде дух времени, как он это сделал с коллекцией женской одежды для Chloe, вдохновлённый немым кино. Женщина в этой одежде представала ранимой и свободной. Позже он заявит о новом стиле «интеллектуальная сексуальность».
В 1984 году он создаёт свой бренд, символом которого становится силуэт дизайнера: его неизменный хвост и солнцезащитные очки. Сначала Лагерфельд выпускает линию мужской одежды, затем появляется женская, а позже добавляются коллекции солнцезащитных очков и духи.
Он стал первым дизайнером, с которым заключила сотрудничество масштабная компания H&M. После выпуска их линии одежду раскупили за 25 минут, такого успеха никто не ожидал. Это подтверждает то, что работы Лагерфельда пользовались огромной популярностью, их раскупали за считанные минуты. Однако, за несколько десятков лет компания, выкупившие у дизайнера права на бренд, вернула их обратно из-за долгов и спада популярности.
Как отмечал сценограф Патрик Уркад: «Карл очень необычно и оригинально использовал графику. Он черпал вдохновение в самых разнообразных источниках, начиная с журналов, не говоря уже о предметах, вазах, украшениях. Он без конца вырезал, перерисовывал, переклеивал… Именно так он создаст свои прославленные модели из набивной ткани, которые приобретут большую известность».
Лагерфельд говорил: «Мода — это не одежда, мода – это отношение». И относился он к ней со всем уважением. Он всегда носил много украшений, был непохожим на других, привлекая взгляды и смущая обилием драгоценностей.
В 2019 году Карл Лагерфельд ушёл из жизни. При этом, модные дома смогли устоять только из-за подготовленной команды, которая работала с дизайнером, ведь он создал целые империи, стоящие на его идеях. В наследие он также оставил издательский магазин 7L в Париже, специализирующимся на фотографии, которой дизайнер занимался с 1990-х годов.
Единственной любовью, оставшейся без Карла после его смерти, стала его кошка Шупетт, которой он посвятил не одну коллекцию одежды и всенародную любовь.
Ирина Сагалаева
